Об отмене или приостановке действия
Приказа Минобрнауки РФ от 12.04.2016.
№ 399
Уважаемая Ольга Юрьевна!
Известные "преобразования" в высшей школе вызвали в коллективах университетов протестное движение и нездоровое отношение к этим надуманным и не проработанным мероприятиям.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации "О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет нефти и газа (Национальный исследовательский университет имени И.М. Губкина) и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе" объединяются два разноплановых университета (12.04.2016. № 399).
Надо понять, что объединение указанных университетов не вызвало, мягко говоря, одобрения, особенно в последнем университете, поскольку он имеет свою историю и внёс огромный вклад в создание мощной минерально-сырьевой базы СССР и России, которая дала возможность стране выдержать нагрузку на экономику в течение почти 30 лет так называемой перестройки. История развития МГРИ - это теснейшая связь между подготовкой кадров и стратегией исследования недр - научно-производственным циклом создания минерально-сырьевой базы по двухстам видам полезных ископаемых.
Методы поиска, разведки, оценки полезных ископаемых резко отличаются от тех же методов поиска нефти и газа.
Возникает главная проблема! В каком виде мы объединяемся? Мы понимаем, что в приказе упомянутого выше Министерства образования и науки РФ чётко оговорено «...в форме присоединения МГРИ-РГГРУ к РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в качестве структурного подразделения (!). Вопрос: способствует ли это выполнению высокой миссии подготовки высококвалифицированных кадров для геологической отрасли?
Комиссия по объединению, созданная Учёным советом, исходила из этого определяющего положения и считает, что МГРИ, как институт, должен сохраниться в качестве автономной организации, с некоторой реконструкцией вспомогательных служб.
Выполняя приказ Минобрнауки РФ, созданная комиссия МГРИ-РГГРУ, проработала возможные принципы «объединения», которые не разделяет университет им. И.М. Губкина.
Что же касается учебной, научно-производственной деятельности, то должны быть созданы все условия для сохранения целей и задач института на длительную перспективу во имя возрождения системы стратегического исследования недр для обеспечения национальной безопасности России!
"Комиссия по объединению..." провела дискуссию по форме и методам объединения, разъяснительную работу с коллективом МГРИ-РГГРУ, предупредила ряд гневных протестов и, сочла необходимым подготовить соответствующий доклад, исходя из следующих стратегических положений:
- минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов, используется неэффективно. Так в последние десятилетия внутреннее потребление первичного алюминия снизилось втрое, меди рафинированной - в 3,4 раза, свинца - в 3,3 раза, цинка - в 2,7 раза, никеля - в 5,7 раза, олова - в 4,2 раза, вольфрамовых и молибденовых концентратов - соответственно в 8,4 и 6,4 раза. Эта тенденция нарастает;
- сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в цепочке «производство-потребление-экспорт» добытого сырья и продуктов его переработки закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада;
- низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможное использование имеющейся минерально-сырьевой базы и требует дальнейшего реформирования;
- одной из главных причин низкой эффективности геологической службы страны является развал системы подготовки кадров средней и высшей квалификации, особенно в последнее время;
- по большинству основных полезных ископаемых Россия в будущем может столкнуться с масштабной проблемой дефицита рентабельных запасов, если в ближайшее время не будут реализованы радикальные меры в сфере отечественной системы стратегического исследования недр, недропользования и создания эффективных экономических механизмов. После развала Советского Союза проблема самообеспечения минеральным сырьем встала и перед Россией: по 21 его виду образовался или почти полный (марганец, хром, стронций, ртуть, цирконий и др.), или весьма значительный (свинец и цинк, флюорит, барит, каолин и др.) дефицит.
Политика национальной минерально-сырьевой безопасности требует учёта последствий глобализации и определения роли нашей страны в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении:
- отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на принципах самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведёт к утрате Россией геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.
Но...главный вопрос: при сложившейся ситуации в минерально-сырьевом комплексе, зачем это надуманное объединение комиссия не поняла!
1. МГРИ-РГГРУ имеет свою историю развития, создал научные школы по многим направлениям теоретической геологии (региональная геология, петрография, стратиграфия и т.п.), глубинному исследованию недр, принципам и методам исследования недр, в первую очередь твёрдых полезных ископаемых.
2. Научные труды, практические проблемы МГРИ-РГГРУ широко используются в мировой практике. Это наглядно показал XXVII международный геологический конгресс (Москва, 1984.), президентом которого я имел честь быть.
3. Система стратегического исследования недр не отвечает проблеме обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны! Это в своих решениях неоднократно подчёркивала межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по безопасности в сфере экономики ещё 28.03.2001 г. "О сырьевой безопасности России в XXI веке" и др. Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбывание добывающих мощьностей, катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ - всё это чревато дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. По оценкам экспертов, до 2025 г. произойдёт серьёзное снижение разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, олова и т.д.
4. Главная причина произошедшего в том, что роль геологии за последние годы упала по вине органов государственного управления и главный результат этого - разрушение системы подготовки кадров. Никогда в истории страны не был так низок авторитет геолога, как в последние почти 30 лет.
Исходя из вышеизложенного, с учётом мнения «Комиссии МГРИ-РГГРУ по объединению...» я считаю необходимым просить Вас:
1. Приостановить указанный выше приказ Минобрнауки РФ 12.04.2016 г., № 399) на год как не соответствующий поставленной цели и вызвавший возмущение коллектива и геологических организаций (Ассоциации Геологических Организаций, холдинга "Росгеология" и др.).
2. В течение года МГРИ-РГГРУ обязано дополнительно проработать "Программу развития Университета" (решение "Комиссии по объединению..."), провести публичную защиту её на собрании коллектива и представить Министерству образования и науки РФ для рассмотрения.
Мы утверждаем, что Россия обладает огромными природными ресурсами, которые являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики и привлекательны для международного сотрудничества. Особенность природно-ресурсного потенциала России - его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной страны мира нет такого спектра минерально-сырьевых месторождений - от нефти, газа, угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых.
Ещё раз вынужден напомнить, что главный вопрос - кадровый. Известное выражение "кадры решают всё!" приобретает новое и особое значение не только для Геологии, но и Страны!
Мне представляется, что вся критика последних лет Минобрнауки РФ связана, в первую очередь, с плохо продуманным стратегическим развитием образования, в частности, высшего, что вызвало заслуженную критику научного сообщества страны и населения.
Ваши справедливые замечания по этим вопросам внушают надежду, что проблемные вопросы могут быть успешно решены.
С пожеланием успехов,
Е.А. Козловский,
Председатель Комиссии МГРИ-РГГРУ,
Главный научный сотрудник,
Вице-президент Российской академии естественных наук,
Министр геологии СССР (1975-1989),
д.т.н., профессор